4 августа, 2019

Перспективы зрелости: угасание или развитие?


Былевский Павел

Шеф-редактор «BIS Journal», кандидат философских наук (BIS Journal)

Размышления над трудами В.М. Дильмана

Развитие живого организма (внутриутробное и дальнейшее взросление, с детства до зрелости) совершается «естественным образом». Обеспечивается оно жизненными ресурсами (энергией и «строительными материалами») и механизмом «автоматики» физиологических процессов и их саморегулирования.

Развитие взросления носит экстенсивный, количественный и ограниченный характер, определяемый параметрами биологического вида. По завершении взросления исчерпывается возможности внутреннего автоматического механизма саморегуляции дальнейшего развития. По достижении пределов экстенсивного роста качество и возможности «стихийного саморегулирования» начинают постепенно снижаться.

Различные взаимодополняющие физиологические механизмы начинают работать всё анархичнее, менее слаженно, друг против друга. Дезорганизуясь, жизненные силы начинают использовать созидательные ресурсы (энергию и «строительные материалы») как разрушительные. В результате они направляются не развитие, как прежде, а на деградацию жизненных систем и организма в целом. Служат его не усложнению, а упрощению, не увеличению возможностей, а снижению, вплоть до гибели.

Таким образом возникают и усугубляются так называемое «возрастные болезни». «Старение» оказывается адаптационной программой, противоположной взрослению. Долговременно выполняясь, она десятилетиями готовит организм к финальному полному покою и превращения в неорганику.

Взросление и старение совершаются при помощи одних и тех же физиологических механизмов и жизненных ресурсов (энергии и «строительных материалов»). В обоих случаях перед нами десятилетия развития, смена периодов изменений и стабилизации на новом уровне. Только в одном случае перед нам развитие по восходящей «лестнице», в другом – по нисходящей.

Возможно ли сохранение и повышение качества саморегулирования взрослого организма? Так, чтобы слаженность работы физиологических механизмов не снижалась, а повышалась? Чтобы жизненные ресурсы не превращались в разрушительные, и далее служили дальнейшему развитию организма? То есть отмена нынешних «болезней старения»?

Для начала надо ответить на вопрос, возможно ли дальнейшее развитие организма (физическое и физиологическое), если пределы количественного, экстенсивного роста уже достигнуты. Возможно, но уже «качественным», интенсивным путём, путём внутреннего усложнения, повышения возможностей, включая адаптивные к более сложным внешним условиям.

Главным элементов такого интенсивного развития организма способны выступить белковые структуры организма. Белки – самый значительный, высокоорганизованный и важный «материал» организма. Организм состоит главным образом из белков, со сравнительно незначительной минеральных веществ костей и жира («топлива покоя»).

Ведущей белковой системой является мышечно-нервная, и по «удельному» весу, и по значению. Она непосредственно осуществляет  физическую активность, внешнюю деятельность. Именно эта система напрямую управляется, регулируется сознанием. Далее, она способна к регенерации и развитию, усложнению. Не только экстенсивному, в определённых «границах роста», но к бесконечному интенсивному развитию, функциональному усложнению. Сохранение для неё «режима развития» в иной, интенсивной форме является решающим для слаженной работы вспомогательных систем, общего состояния и развития организма.

Но мышечно-нервная система не только цель, но и локомотив своего развития. Главный, решающий фактор для характера существования и изменений мышечно-нервной системы – не созерцательно понимаемые «окружающая среда», «внешние факторы» и не внутренняя физиология, которая носит вспомогательный, обслуживающий её характер. Это – физическая активность, внешняя жизнедеятельность по изменению внешнего мира. «Пассивная физиология» адаптирует организм к окружающей среде, а посредством деятельности мышечной системы человек, напротив, «адаптирует» природу к своим целям.

Стимулом к развитию мышечно-нервной системы служит «развивающий» режим физической активности (дозированные сверхнагрузки). Они усложняют организм в целом, увеличивают его адаптивные возможности: переделки мира, «внешней» физической активности и «внутренней» саморегуляции. Напротив, недостаток физической активности приводит к деградации мышечно-нервной и вспомогательных систем, организма в целом.

Долговременная полная сумма физической активности, «парадигма» внешней жизнедеятельности, определяет направление развития мышечно-нервной системы и с ней всего организма, восходящего либо нисходящего. Его физические и физиологические возможности, то есть и возможности переделки мира под себя, и качество адаптивного саморегулирования внутренних процессов.

В отличие от биологии внутренней физиологии, эта «парадигма» максимально и напрямую зависит от сознания человека, регулируема им. Человек способен сознательно выстроить «развивающую модель» своей жизнедеятельности, которая послужит повышению качества автоматического внутреннего саморегулирования его организма. Что упорядочит внутреннюю физиологию, слаженно направит жизненные ресурсы на развитие, а не на разрушение организма. Так можно предупредить так называемые «возрастные болезни», само «старение», не только преждевременное, в привычном ныне виде.

В сознательно регулируемую «парадигму» жизнедеятельности входят развивающие режимы физической и интеллектуально-эмоциональной активности и отдыха, а также питания. Для чего необходимо создание инфраструктуры. Для достижения массового, всеобщего результата потребуется многостороннее и радикальное преобразование общества, в котором мы живём.

 

Смотрите также

Подпишись на новости!
Подписаться