8 апреля, 2019, BIS Journal №1(32)/2019

Рунету − суверенитет!


Бокова Людмила

заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Временной комиссии СФ по развитию информационного общества (Совет Федерации ФС РФ)

Создание условий автономной работы рунета обесценит угрозы его отключения извне

В последние годы Российская Федерация неоднократно оказывалась перед лицом различных внешних угроз её информационной безопасности. Связанных не только с атаками хакерских группировок, но и недружественными действиями на государственном уровне. Чтобы повлиять на наш политический курс, ряд государств предпринимал давление в виде санкций, включая область информационных технологий, в том числе в финансовой сфере.

ИНТЕРНЕТ КРИТИЧЕСКИ ВАЖЕН

Имели место угрозы отключения российских финансовых организаций от международных платёжных систем, включая SWIFT − международную межбанковскую систему передачи информации и совершения платежей. Также под вопросом могла оказаться работа в России VISA и MasterCard. Чтобы нейтрализовать ущерб от подобных возможных негативных действий извне, была создана Национальная платёжная система карт (НСПК) «Мир». Тем самым оппоненты были лишены инструмента политического шантажа, международные платёжные системы лишились части прибылей в России, а у нас заработала отечественная карточная платёжная система.

Однако интернет используется не только российскими финансовыми организациями и платёжными сервисами. Это глобальная международная сеть, многие ресурсы которой задействованы в работе российского сегмента. Доступ в интернет стал очень важной и, даже, обыденной частью жизни многих россиян. Думаю, что сегодня в нашей стране нет людей, которые хотели бы проснуться с утра и обнаружить, что доступ в интернет не работает или работает с серьёзными перебоями. В интернете не только «живут» и работают рядовые граждане, но и функционирует бизнес, финансовые и транспортные учреждения, государственные органы.

Потенциально угроза отключения российского интернета извне пока остаётся средством политического давления. Нельзя исключать такую возможность под видом «санкций» по надуманным обвинениям. И речь сегодня идёт не о «самоизоляции», как утверждают некоторые СМИ, а о том, чтобы иметь возможность минимизировать ущерб в случае отключения нашей страны от глобальной сети извне.  

УНИЧТОЖИТЬ ПОЧВУ ДЛЯ ШАНТАЖА

Создание условий для возможной автономной работы рунета обесценит такие угрозы как средство политического давления на Россию, как это уже произошло на примере карточных платёжных систем. Поэтому сейчас в нашей стране ведется активная работа по созданию условий для противодействия таким отключениям. Рунет должен быть готов к негативному развитию событий и иметь достаточную техническую инфраструктуры для полноценной автономной работы.

Главная цель законопроекта №608767-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» − защита от внешних угроз российских пользователей, обеспечение бесперебойной, стабильной работы рунета. В информационной безопасности должны себя чувствовать все − государственные органы, банки, аэропорты, телекоммуникационные компании и другие объекты критической информационной инфраструктуры, и, конечно, граждане.

Авторы законопроекта учитывали экономические аспекты законопроекта, а именно соотношение, с одной стороны, затрат на создание самодостаточной инфраструктуры российского сегмента интернета, с другой стороны – экономии от оптимизации (локализации) внутреннего трафика и предотвращение ущерба от внешних информационных атак.

Результатом потенциального отключения России от интернета извне могут стать не только паралич или серьёзные затруднения в работе государственных органов, транспорта, связи, энергетики, промышленности и других жизненно важных систем. Это также может создать огромный дискомфорт для большинства наших граждан, который для многих обернется настоящим шоком. Ущерб в таком случае несопоставимо превысит затраты на создание системы, описанной в законопроекте.

ЦЕНА ВОПРОСА

Были учтены проблемы, сопутствовавшие блокировке Роскомнадзором мессенджера Telegram в 2018 году. Тогда некоторые привычные телекоммуникационные сервисы, не имевшие прямого отношения к работе мессенджера, снизили стабильность работы. Законопроект №608767-7 будет способствовать «прицельной» блокировке запрещенного контента и сервисов, не затрагивающей «невиновных».

Законопроект предполагает установку технических средств, которые будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика. Такая система, с одной стороны, будет способствовать более эффективной блокировке запрещенной информации и ресурсов, а, с другой стороны, можно будет избежать ситуации, когда будут блокироваться смежные с объектом блокировки, но не запрещенные ресурсы и сетевые адреса.

Обязанность обеспечить установку технических средств противодействия угрозам возлагается на операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет. В отдельных случаях операторам связи на безвозмездной основе предоставляются технические средства противодействия угрозам целостности, устойчивости и безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети интернет и сети связи общего пользования. Эти функции возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор).

Именно Роскомнадзор будет играть ключевую регулирующую роль в реализации законопроекта, в том числе выполнять контрольно-надзорные функции. Также Правительство РФ будет наделено полномочиями по проведению специальных «информационных» учений, направленных на проверку работу системы, установленной законопроектом.

 

 

Смотрите также

Подпишись на новости!
Подписаться