3 октября, 2018, BIS Journal №3(30)/2018

Студенты в области ИБ: кто они?


Мещерякова Валерия

студентка (факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова)

Сегодня в сфере информационной безопасности со всех сторон кричат, что в образовательном процессе не хватает практики, реальных знаний. Вопрос: а когда хватало? Бывает ли такое, что из университета выходит готовый специалист?

По моему мнению, место обучения и преподаватели – не столь значимо. К тому же стоит честно признать: хороших учителей крайне мало, если они вообще еще остались. Дело в том, что преподаватели, способные научить думать, - а для работы в области ИБ необходимо уметь максимально точно анализировать информацию и сопоставлять факты - скованны рамками ФГОСов и других стандартов, норм и правил.

Очевидно, что все зависит от желания самого школьника/студента развиваться в выбранной сфере, от работоспособности и мотивации двигать мир к лучшему.  В то же время существует тренд на технические профессии, поэтому студенты охотно выбирают информационную безопасность. Это перспективно, востребовано, хорошо оплачивается.

Я поговорила с молодыми дарованиями в области ИБ и выяснила, есть ли у российской информационной безопасности надежды на светлое будущее.

Александр Марченко, абитуриент, поступает на факультет безопасности в ТУСУР, только что сдал ЕГЭ

Я надеюсь работать в органах федеральной безопасности. Моя цель - бороться с терроризмом. Ведь кто-то должен защищать людей, спасать жизни. Не страшно ли мне? Нет, а почему должно быть? Если задуматься, в любой профессии присутствует доля опасности, да и в принципе никто от нее не застрахован. Мы сейчас разговариваем, а может что-нибудь случиться на ровном месте. Обычно я так говорю маме, когда она просит прийти домой пораньше («а вдруг что-то случится?»): а если на землю метеорит упадет?

К тому же, думаю, это основополагающее качество для настоящего мужчины - уметь защи-щать.

Выбирая специальность, отталкивался от своих умений и ощущений. Мне нравится общать-ся с людьми, решать значимые для общества проблемы. Выбирал между юридическим фа-культетом и факультетом безопасности. Все же понял, что мне ближе программирование.

Первый курс планирую полностью посвятить учебе в университете, буду многое изучать дополнительно сам, участвовать в учебных проектах. А со второго курса начну искать стажировку или подработку: нужно нарабатывать как можно больше опыта.

Полина Васильева, II курс, колледж АКСибГУ, информационная безопасность телекоммуникационных систем

Пошла на эту специальность после окончания школы, так как посоветовали родители. Для меня здесь все новое, потому интересно - как изучать новый язык. Пока учусь, у меня складывается впечатление, что в России профессии в сфере информационной безопасности не востребованы. А молодому человеку после колледжа найти работу по специальности точно задача не из легких.

У нас есть преподаватель по основам информационной безопасности с двумя высшими образованиями. Он работает в колледже, потому что получается, что спрос в России на безопасников не велик и платят мало. Поэтому решила: закончу АКСибГУ и буду поступать на программиста, - это всегда будет актуальным.

Сейчас, на первых двух курсах, у нас больше базовых предметов: математика, экономика, история. Из тех, что учат профессии, в этом семестре только программирование, в прошлом - основы безопасности, в следующем - криптография. По факту из практических занятий только по предмету ЭВМ: работали в Excel и Access. Однако те немногие преподаватели по специальности дают мало, практически ничего - все изучаем сами. После школы это, конечно, непривычно.

Кирилл Качалов, студент II курса ТУСУРа, факультет безопасности:

Я считаю, что, несмотря на рост безработицы, моя специальность будет востребована во всем мире, поэтому учусь на информационной безопасности.

Все направления IT-отрасли связаны и потому необходимы специалисты, которые умеют делать все. А еще важно уметь изучать большой объем информации за короткие сроки. Именно поэтому я учусь в университете, хотя сегодня можно освоить специальность (причем любую) и без лекций в четырех стенах. Где еще я так быстро научусь общаться с людьми, понимать общественные процессы и впитывать огромный объем информации за день до экзамена?

Наше время - это пора тотальной глобализации, будучи безопасником я могу работать в любой точке мира, что важно. Кроме того, любой успешный проект в мире всегда создается с помощью межнациональной команды. Нужен лишь ноутбук и доступ в интернет.       

IT-сфера постоянно меняется, обновляется, улучшаются принципы и методы работы. Каждые полгода придумывают новую сферу! То есть в вузе я буду узнавать информацию, которая уже устарела. Соответственно, многое нужно изучать самому. Это я и собираюсь делать ближайшие 5 лет.

Малик Бурханов, МГТУ им. Бауманова, II курс, факультет информатики и вычислительной техники:

IT-сфера - самая перспективная на сегодняшний день. Поэтому учусь в одном из лучших вузов страны. В обучении, с одной стороны, многое зависит от университета, с другой - программирование можно изучить и самостоятельно.

Думаю о работе во всемирно известной корпорации, но больше всего привлекает собственный бизнес. Это позволит стать (насколько это возможно) независимым, взять жизнь в свои руки и, надеюсь, преуспеть. Немаловажно учитывать и финансовую сторону вопроса: в технической сфере реальнее всего заработать достойные деньги. Конечно, просто так ничего в руки не приплывет: необходимо много работать, посвящать своему делу все время. Я в принципе считаю, что работать нужно как можно раньше: со школы или с I курса, - это закаляет характер.

Ася Ильиных, АлтГТУ, факультет информационных технологий, IV курс:

ИБ очень интересная сфера, но сложная. Обычному человеку тут сложно ориентироваться, почти невозможно. Я имею в виду разного рода конкурсы, соревнования по безопасности: побеждает самый талантливый. Для того, чтобы быть успешным в ИБ, нужно думать по-особому - мыслить как безопасник, а это дано единицам.

К примеру, у нас в группе 25 человек, и я вижу, что мало кому дается специальность. То есть работать по профессии пойдут далеко не все: талантов мало, может, 1-2 человека.

Я пробовала реализовываться - некоторое время работала в сервисном центре. Потом поняла, что такая работа с учебой малосовместима, особенно для девушки. Так что первостепенная задача для меня  - получить диплом.

Матвей Стародубов, выпускник бакалавриата, факультет автоматики и вычислительной техники, НГТУ

Поступал в 11 классе в ФСБ, Институт криптографии, связи и информатики, но не прошел медкомиссию. Хотел попасть туда до второго курса, а потом желание пропало.

С какого курса следует устраиваться на работу, не знаю. В вузе дают базу, достаточную для начальных этапов профессионального становления, так что начать можно в любое время. Однокурсники работают: кто по специальности, например внедряет системы информационной безопасности, кто-то разрабатывает приложения, например, в компаниях Entesys, Werbary. Я же решил не торопиться: учеба занимает все время, к тому же, я профессионально занимаюсь баскетболом, играю за университет.

Сейчас защитил диплом, поступаю в магистратуру в своем университете, нахожусь в поиске работы. Возможно, это будет какая-то коммерческая корпорация.

Александр Чуешев, магистрант факультета информационных технологий, АлтГТУ

На днях защитил диплом, сейчас стажируюсь во Франции, в лаборатории Lip6 UPMC. Год назад меня отобрали на стажировку в Университет Пьера и Марии Кюри,  прошел конкурс в аспирантуру со следующего года. Переехал из России, чтобы попробовать себя в новом опыте, мне нравится постоянно меняться, общаться с разными людьми из моей сферы (и не только).

Есть однокурсники, которые остаются в Барнауле, и предложения при этом поступают хорошие. Но я решил: если есть возможность, почему не попробовать? В любом случае, если не сложится, вернусь обратно в любой момент.

Я еще на втором курсе начал брать небольшие проекты, потом работал на фрилансе. Все зависит от способностей человека: нужно успевать многое, но в то же время качественно. Важно не хватать звезд: если ты лучший на курсе или даже в университете, этому не стоит предавать большое значение - «лучшесть» меряется другими способами. Одновременно с этим, если студента отобрали на какое-то предприятие от университета, он думает, что все знает и умеет, и учеба ему, умному, теперь не нужна. Здесь самая большая ошибка: сейчас понимаю, что мне помогает вся информация, изученная в вузе.

Чтобы идти работать на первых курсах, нужно точно определиться со конкретным направлением информационных технологий, в котором хочется развиваться, тогда все сложится. Если студент не уверен или проработал какое-то время, а потом резко решил пойти в другом направлении - время потрачено зря. Конечно, какие-то деньги заработаны, но я не считаю это важным.

Исходя из своего студенческого и жизненного опыта могу рассуждать: сфера IT очень быстро меняется, поэтому выход для молодых студентов - помимо освоения университетской базовой программу, участие в конференциях, посещения предприятий как обязательные активности. Нужно использовать все возможности для понимания современных тенденций развития информационных технологий.