BIS Journal №4(23)/2016

12 декабря, 2016

Как найти волка в овечьей шкуре

Недавно поймал себя на мысли, что сообщения о мошенничестве в СМИ уже не вызывают у меня профессиональный интерес: такие случаи перестали быть единичными, СМИ то и дело публикует информацию об очередном инциденте. Интересно, что в большинстве случаев мошенниками оказываются собственные сотрудники. Исходя из моего опыта аудита банков, корпоративные меры безопасности чаще всего направлены на внешнего, неизвестного злоумышленника, а в это время инсайдер проворачивает очередную аферу.
 
В 2016 году компания KPMG опубликовала очередную версию исследования (Global profiles of the fraudster 2016), позволяющую взглянуть на типичный профиль мошенника.

В 79% случаев это мужчина и только в 17% — женщина (в некоторых случаях гендерных данных нет). Возраст 37% мошенников от 36 до 45 лет, в следующий возрастной диапазон от 46 до 55 лет попадают еще 31% злоумышленников. Видно, что львиную долю потенциальных мошенников составляют люди средних лет, при этом в самой молодой возрастной группе от 18 до 25 лет только 1% нарушителей.

65% случаев мошенничества совершается внутренними сотрудниками организаций, еще 21% - бывшими сотрудниками. Таким образом, преступники — это люди, знакомые с внутренним устройством компании. Интересно, что больше половины инсайдеров на момент совершения мошенничества работали в компании более 6 лет. Это еще одно подтверждение того, что зачастую злоумышленники хорошо знакомы со всеми тонкостями рабочего процесса и хорошо знают о возможных слабостях и недостатках защиты.

Принцип разделения обязанностей уже не является панацеей: в 62% случаев инциденты совершаются в результате сговора сотрудников. При этом каждый пятый случай произошел в результате сговора 5 и более сотрудников.

Что же дает возможность совершать злонамеренные действия? Согласно исследованиям, в большинстве случаев (61%) это недостаток внутреннего контроля, а в 44% случаев мошенники имели привилегии для осуществления действий в обход контрольных мер.
 
Опираясь на аналитику коллег, можно сделать вывод, что «классические» способы предотвращения мошенничества все хуже предотвращают инциденты. Проверенные сотрудники, работающие много лет, принцип разделения ответственности – все это не является надежными защитными мерами. Не стоит забывать и о среде, в рамках которой протекают бизнес-процессы. Сердце любого современного банка состоит из ИТ-систем. Это накладывает дополнительные требования к предотвращению несанкционированных действий.

Иллюстрировать свои доводы я бы хотел случаем, который освещался в СМИ. Операционист банка, используя легитимные полномочия, находил клиентов со значительными суммами на вкладах и передавал их паспортные данные сообщникам. Изготовив поддельные документы, злоумышленники шли в произвольное отделение и получали привязанную к счету клиента платежную карту, а затем снимали деньги через банкоматы.

В данном случае реализованные технические меры не предотвратили мошенничество, а действия сотрудника банка осуществлялись в рамках его служебных полномочий.
 
Помимо «классических» защитных мер, технических и организационных, можно выделить системы, направленные на противодействие мошенничеству. Если стандартные средства контроля призваны не допустить совершения несанкционированных манипуляций, то антифрод-системы изначально оценивают весь входящий поток операций как потенциально мошеннические. Таким образом, даже используя легитимные меры обхода контрольных мер (например, в результате сговора или с использованием служебных привилегий), мошеннические операции все равно будут выявлены из общего объема.

К основным способам выявления мошенничества относят два вида: сценарные и статистические. При сценарном анализе контролируется заведомо известное поведение нарушителя: перевод денег на подложные счета, выполнение операций от имени клиента, изменение критичных параметров, нарушение хода процесса и обход части контрольных процедур. Плюсами сценарных правил является высокая точность работы, возможность использования скоринговой модели (когда каждое действие по отдельности не кажется подозрительным, но вместе представляет угрозу) и простота реализации. Недостаток такого анализа состоит в необходимости задавать заранее известные сценарии. Понятно, что создать стопроцентное покрытие— задача невыполнимая.

Решить проблему сценарного анализа призваны статистические правила. В них, на основании исторических данных, формируется стандартный профиль для различного вида сущностей (сотрудников, счетов, банковских продуктов, клиентов). Далее каждое действие оценивается с позиции отклонения от значений стандартного профиля, и если отклонения оказываются больше доверительных интервалов, то правило сообщает о выявлении подозрительной операции. Величина доверительного интервала может быть переменной величиной и высчитываться автоматически, исходя из совершаемых действий, результатов срабатывания правил и расследований результатов срабатываний.
 
Вернемся к примеру к незаконным хищениям денег при содействии сотрудника банка. Система противодействия мошенничества сразу могла бы выявить следующие аномалии: подозрительный поиск сотрудником счетов со значительными суммами, перебор клиентов; нетипичный для клиента запрос на выпуск платежной карты (например, при наличии действующей аналогичной карты); нетипичный способ вывода денег со вклада; использование новой карты для снятия большой суммы. Таким образом, предотвратить мошенничество можно было на каждом из его этапов.
 
Важно отметить, что простое внедрение антифрод-системы не всегда усложнит мошенникам жизнь. Важно сформировать правильные процессы анализа и расследования выявленных инцидентов. На первых этапах формирования правил система будет генерировать большое количество ложных срабатываний, которые должны быть отработаны, а соответствующие уточнения внесены в правила. Новые и потенциально возможные инциденты должны постоянно анализироваться и служить входной информацией для формирования новых правил.

В случае с внутренним мошенничеством, отдельная задача состоит в том, чтобы сформировать правильные процедуры реагирования. Если вы спросите у потенциального мошенника, он ли совершил злодеяние, то он вряд ли ответит в утвердительной форме. Если в случае с кражей клиентских данных извне подтвердить подлинность операции можно у клиента, то при действиях инсайдеров это не всегда возможно.

При проведении расследования нужно выбрать и придерживаться стратегии, при которой изначально собирается доказательная база и информация об инциденте, а далее производится разбирательство с сотрудником. Конечно, при этом нужно учитывать крайние ситуации, когда расследование проводить уже поздно, да и сам сотрудник больше никогда не попадется вам на глаза. В случае опасности проведения необратимых действий, необходимо оперативное пресечение и инициация расследования постфактум проведенных операций. Для таких ситуаций минимальным реагированием должно стать взятие нерадивого сотрудника «на карандаш» и пристальное внимание к его действиям в рамках выполнения своих рабочих обязанностей. В системе противодействия мошенничеству для таких сотрудников должны быть скорректированы значения коэффицентов критичности срабатывания правил.
 
Проблема внутреннего фрода ­— обширная тема, которой можно заниматься в рамках практически каждого из банковских процессов. Разумным в данном случае выглядит подход покрытия наиболее критичных областей: платежных процессов, операций с ценными бумагами, кредитные операции. В дальнейшем, на основе выстроенной системы и процессов противодействия мошенничеству, подключать новые области. Альтернативным вариантом может стать отрицание банком проблемы мошенничества как таковой и учет возможных убытков в операционные расходы. Этот подход имеет право на существование, каждый банк сам определяет для себя допустимые риски и величину возможных издержек, которую он готов заплатить. Однако, случаи, когда результат мошенничества начинает влиять на жизнеспособность всего банка, уже встречаются, и такие риски игнорировать нельзя. 
Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

25.04.2024
Изображение фейковое, зато истерика «настоящая». Немкин — о скамерской фишке этого сезона
24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных