30 мая, 2014, BIS Journal №2(13)/2014

Школьники на стезе криптографии


Бродская Марина

обозреватель (BIS Journal)

Профессиональная ориентация специалистов информационной безопасности начинается в школе

Вопросы кибербезопасности остро стоят перед всеми странами мира, где только развиты информационные технологии. В России, США, странах Европы и Азии, на Зелёном континенте и даже в Африке правительства озабочены разработкой национальной стратегии кибербезопасности, стандартов защиты критически важных объектов, финансового и промышленного сектора и всех остальных сфер жизни от профессиональных хакеров и «пионеров»-любителей. Но самый важный вопрос – национальных кадров: кто будет обеспечивать информационную безопасность и как готовить таких специалистов загодя.

 

НАСТОЯЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕ ХВАТАЕТ

Информационные угрозы разнообразны: промышленный шпионаж, нарушение работоспособности компьютерных сетей и систем различных организаций, хищения персональных данных и финансовой информации, а также кражи денег непосредственно с электронных счетов. При разнице концептуальных подходов к стратегии кибербезопасности, большинство стран сталкивается с одинаковой проблемой – нехваткой специалистов информационной безопасности. Только в России, по экспертной оценке, данной на последнем «Инфофоруме – 2014», требуется порядка 1,5 млн таких профессионалов.

Принято считать, что информационной безопасностью на предприятии может заниматься обычный IT-специалист или системный администратор, знакомый с антивирусными программами, защитными экранами и proxy-серверами. Расходы на информационную безопасность многих компаний сводятся к покупке и обновлениям лицензионного программного обеспечения, включая антивирусный пакет.

Хорошо ещё, если IT-специалиста отправляют на курсы повышения квалификации или посетить профильную выставку. Однако с ростом уровня угроз и усложнением информационных атак всё больше руководителей компаний ощущают потребность принять на работу именно специалиста информационной безопасности. Остаётся вопрос, где его взять.

Многие технические вузы готовят специалистов информационной безопасности преимущественно инженерного профиля, для промышленных объектов. А «дорожная карта» развития отрасли информационных технологий в России, принятая летом 2013 года Минкомсвязи РФ на основании поручения Президента РФ, охватывает самый широкий перечень вопросов.

Их спектр – от развития  исследований и инфраструктуры в сфере информационных технологий до налоговых и правовых льгот IT-компаниям. Подготовка специалистов – лишь один из многих вопросов. Несмотря на то, что кафедры информационной безопасности появляются во всё большем количестве вузов, все специализации пока подробно не прописаны в классификаторе Министерства образования и науки РФ.

Единых профессиональных стандартов по специальности
информационная безопасность долго не было, но более 170 университетов уже готовят таких специалистов. По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции М.Х. Вахаева, пришла пора разработать такие профессиональные стандарты – чёткие ориентиры для подготовки кадров информационной безопасности.

РОМАНТИКА СЕКРЕТНОСТИ

Но, к счастью, есть положительные примеры стратегического подхода к подготовке кадров для отечественной отрасли информационной безопасности. Свидетельством тому служит церемония награждения призёров и лауреатов очередной олимпиады школьников по математике и криптографии, которая прошла в конце февраля 2014 года в Москве, в галерее А.М. Шилова.

Ежегодные олимпиады проводит Оргкомитет, в который входят представители Академии криптографии РФ и Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России. В начале 1990-х годов их проведение  для учеников 8–11 классов школ Москвы и Подмосковья начинала группа энтузиастов, которая искала талантливых ребят на математических олимпиадах. В 2007 году олимпиада стала межрегиональной, а теперь и практически всероссийской.

Благодаря помощи вузов, входящих в Учебно-методическое объединение по образованию в области информационной безопасности, очный тур проводится уже более чем в 30 регионах России. С 2008 года ежегодная олимпиада по математике и криптографии включена в специальный перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством образования и науки РФ, что позволяет победителям и призёрам пользоваться льготами при поступлении в профильные вузы.

В первом, заочном туре XXIII олимпиады приняли участие 3500 школьников из 32 регионов России. Во второй, очный, тур прошли 1500 учащихся, лауреатами и призерами стали 161, из них 34 живут в Москве и Подмосковье. Лучше всех задания решили 4 человека. Победителем, удостоенным первого места, в московском регионе стала только Екатерина Пичкур, ученица 11 класса московской школы № 444 с углубленным изучением математики, информатики и физики. Второе место разделил с несколькими другими участниками олимпиады Юрий Пичкур – брат Кати. Как рассказали ребята, они участвуют в олимпиаде третий раз, и с каждым годом всё более успешно. Будущее профессиональное образование брат и сестра Пичкуры хотят связать с криптографией и информационной безопасностью. Призёры могут по желанию поступать и в ИКСИ Академии ФСБ России, и в МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 2013 году на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) начала работу кафедра информационной безопасности, а также в другие профильные вузы по выбору.

Что привлекает участников олимпиады в криптографии? Конечно, необычность предмета и романтика работы спецслужб. Организаторы олимпиады позаботились, чтобы условия предлагаемых для решений задач были сформулированы соответствующе. Самые простые из задач посвящены ручным шифрам, применявшимся ещё до нашей эры. Более сложные задания относятся к таким разделам современной криптографии, как шифры с открытым ключом и криптопротоколы. Были и задачи по специальности защита информации.  Церемония награждения включала и практикум – обстоятельный разбор решений задач. Вели его преподаватели ИКСИ Академии ФСБ России – молодые специалисты, которые сами ещё недавно принимали участие в этих олимпиадах.

ЛИЦЕЙ ГОРДИТСЯ ВЫПУСКНИКАМИ

Как появляется и развивается интерес школьников к информационной безопасности и криптографии? Очень часто его прививают родители и школьные учителя. Во многих школах не только углублённо изучается математика, физика и информатика, но и проводятся школьные олимпиады, организуется участие учеников в конкурсах абитуриентов в профильных вузах, преподаватели которых участвуют в профессиональной ориентации школьников.

Уже несколько лет среди победителей олимпиад по математике и криптографии – ученики московского лицея № 1568. В 2013 году лицей был признан лучшим среди физико-математических учреждений среднего образования по итогам конкурса, проведённого экспертным научным советом «Инфофорума» и Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области информационной безопасности.

Лицей был открыт в 2006 году благодаря стараниям его директора Виктора Петровича Кулешова, заслуженного учителя и почётного работника образования России. Лицей был создан буквально с нуля, первый выпуск состоялся в 2008 году. Специальное обучение ведётся в 6–10 классах, углубленно изучаются математика, физика, химия, информатика и информационные технологии. Лицей № 1568 сотрудничает с МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ», Московским физико-техническим институтом МФТИ, ИКСИ Академии ФСБ России. В 2006 году на базе лицея создан Учебно-методический центр по подготовке к поступлению в «бауманку».

В просторном кабинете директора не хватает места, чтобы разместить все призы, почётные знаки, кубки и грамоты, которые получили ученики за все годы. Эти награды заслужены также и преподавателями. К отбору кадров директор подходит со всей серьёзностью: желающих работать в лицее – хоть отбавляй, а строгий отбор проходят немногие. Но благодаря кадровой политике в школе минимальная текучка кадров.

В лицее работают учителя, владеющие методиками именно школьного образования, а не вузовского. Зато на дополнительных занятиях можно встретить студентов старших курсов московских вузов, среди которых немало выпускников лицея. Они возвращаются в родные стены, чтобы уже в свой черёд провести факультативные занятия, помочь выбрать будущую профессию. Отдельное внимание в лицее уделяют олимпиадам школьников по профильным предметам. Ученики принимают активное участие и занимают призовые места во всероссийских, городских, межрегиональных и межвузовских олимпиадах по математике, физике, химии, информатике. Отдельное внимание уделяется олимпиадам по математике, криптографии и физике.

Выпускники лицея – отдельная гордость директора. Многие из них, принимавшие участие в этих олимпиадах поступают на специальность «информационная безопасность» в профильные вузы. Так, в 2010 году на специальность «Информационная безопасность» поступили 11 человек, в 2011 году – 13, а в 2012 году – 14 человек. Они успешно получают высшее образование в лучших вузах, таких как МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МФТИ, ИКСИ при Академии ФСБ России. Виктор Петрович отмечает, что все учатся на бюджетных отделениях.

Куда потом пойдут работать молодые специалисты, заканчивавшие лицей, говорить пока сложно: первый их выпуск вузами состоится только в этом году.  Однако многим студентам уже предложили продолжить научную работу на кафедрах университетов. Но ясно, как отметил директор, что все они хотят работать в России.

РАЗНОСТОРОННОСТЬ И ШИРОКИЙ КРУГОЗОР

В лицее не только углублённо изучают математику, физику и информатику, но успешно осваивают и гуманитарные предметы. Необходимое время отводится также художественной самодеятельности, спорту и отдыху. В каникулы ребята отправляются в поездки и походы по России и за рубеж, возвращаются с массой ярких впечатлений, с видеофильмами и фотографиями. Готовят итоговые доклады, и лучшие работы попадают в школьный музей – гордость лицея. В музее проводятся занятия по истории, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тематические экскурсии, выставки картин московских художников. Сюда приходят ученики, чтобы своими руками сделать макет боевого истребителя, подготовить инсценировку танкового сражения.

Школьный музей «Легендарный Севастополь» был создан в 2006 году по инициативе РОО «Севастопольское землячество». Большую помощь в создании и размещении экспозиции оказали специалисты Центрального музея Вооружённых Сил. Главный человек в школьном музее – его директор И.М. Наний. Музейная экспозиция состоит из нескольких частей: «Крымская война 1853–1856 годов», «I Мировая война», «Великая Отечественная война». Отдельное место уделено городу-герою Севастополю, жизни Черноморского флота России, представлены макеты флагманских кораблей, личные вещи командующего Черноморским флотом в 1991–1992 годах адмирала И.В. Касатонова. Есть и действующая диорама «Отстоим Севастополь!», воссоздающая оборонительные укрепления времен Крымской войны по картине В.И. Нестеренко –  народного художника России.

Стоит отдельно упомянуть научно-исследовательскую работу, которую лицеисты учатся вести под руководством преподавателей. Те, кто проявляет к ней склонность и способности, учатся анализировать исторические факты, которые порой кажутся малозначительными, сопоставлять взаимосвязанные события, делать выводы. Итоговые исследовательские труды, иллюстративно оформленные при помощи компьютерных программ, часто занимают призовые места на окружных и городских конкурсах. Будущие специалисты по IT-технологиям и информационной безопасности развиваются разносторонними людьми с широким кругозором.

На церемонии награждения победителей олимпиады школьников по математике и криптографии, проводившейся в этом году, вице-президент Академии криптографии РФ доктор физико-математических наук профессор В.Н. Сачков отметил: «Рост интереса к олимпиаде по математике и криптографии отражает объективные современные процессы информатизации всех сфер деятельности человека, общества и государства, а вместе с тем и растущие потребности в надёжной защите информационных ресурсов от самых разных угроз. Россия – огромная страна с величайшими богатствами и возможностями. Но главное богатство нашей страны – её талантливый народ. Будущее российской математики и криптографии зависит от молодых, от тех, кто придёт на смену нынешнему поколению специалистов».

Всего лишь через несколько лет школьники участники олимпиад по математике и криптографии получат высшее образование по специальности информационная безопасность. После чего начнут профессиональный путь на государственной службе, в организациях и компаниях, работающих в этой отрасли. Кибербезопасность будет в их надёжных руках.

 

Подпишись на новости!
Подписаться