BIS Journal №1(1)/2011

5 августа, 2010

Без лишних премудростей

 

Страхование рисков российских банков в сфере информационной безопасности − предмет на удивление парадоксальный. Давно созрело всеобщее понимание, что подобные услуги нужны и выгодны всем − и банкам, и клиентам, и, разумеется, страховым компаниям. Тем не менее, этот вид страховых услуг в нашей стране пока прозябает в зачаточном состоянии. Что поможет сдвинуть дело с мёртвой точки?

ГРОЗНЫЙ СОБЛАЗН

По мере развития компьютерных и коммуникативных технологий информационные риски превращаются в непременный пункт договоров корпоративного страхования. Всё чаще крупные компании, наученные чужим и собственным горьким опытом, стараются подстраховаться от сбоев в работе высокотехнологичного оборудования. Страхование рисков, связанных с технологическими неполадками, либо вызванных действиями злоумышленников, помогает свести к минимуму собственные потери и убытки от возмещения ущерба контрагентам и клиентам.

Очевидно, что банки находятся в «группе повышенного риска» не столько в плане возможности техногенных аварий, сколько как объект, соблазнительный для IT-криминалитета. Получив несанкционированный доступ к корпоративным информационным ресурсам других видов бизнеса, придётся ещё думать, как конвертировать их в деньги. Зато взлом информационной защиты банка, в отличие от любой другой компании, позволяет похитить чужие «живые» деньги − «товар товаров», порой весьма немалые. Соблазн для злоумышленников сильнейший!

Исходя из этого, страхование от электронных и компьютерных преступлений в кредитно-финансовой сфере представляется крайне актуальной темой. Широко известны следующие красноречивые цифры: ущерб банковского сообщества США от компьютерных преступлений измеряется $100 млрд. ежегодно. В Европе аналогичный показатель составляет в $30 млрд., «рекордным» считается компьютерное ограбление банка в Германии на $1 млрд. В Великобритании средний размер хищений при проникновении в банковские компьютерные сети оценивается $500 000.

Поэтому за рубежом − в США и Европе страхование информационных рисков является необходимым дополнением к генеральному полису страхования банков − BBB (Bankers Blanket Bond). Существуют два вида специализированных полисов − Computer Crime, от преступлений в компьютерной сфере, и Haker Insurance − соответственно, от хакеров.

ЦЕНА ПОКОЯ

У различных предложений − свои нюансы. Ведущие компании − члены лондонского страхового объединения Ллойда разработали перечень из нескольких пунктов, которые подробно описывают каждый свой вид риска. Версия, предлагаемая американской компанией AIG, лидирующей на мировом рынке информационного страхования, лаконична: единственный параграф сулит покрытие убытков от несанкционированного доступа мошенников к компьютерной системе страхователя или к системе, к которой он подключен.

Собственные версии полисов предлагают и две крупных монополии − страховые компании Chubb и Zurich North America. Линейки страховых продуктов и тарифы разнообразны: например, для банков, использующих для информационной защиты продукцию определённых вендоров и разработчиков программного обеспечения, предлагаются существенные скидки.

Непременные участники рынка − специализированные консалтинговые и аудиторские фирмы. Они изучают риски, действующие в банках системы информационной защиты, и математически точно рассчитывают условия страхования. Услуги по проверке системы информационной безопасности страхователя стоят от $4 500 до $50 000.

Как правило, лимит ответственности страховщиков составляет $ 5-10 млн., для крупнейших банков − до $ 100 млн., а с учётом повышенной страховой премии − и до $ 200-300 млн. Страховые взносы составляют от 2 до 8% суммы покрытия. Устойчивость системы этого вида страхования обеспечивается широко развитой практикой перестраховки − страхование рисков самих страховых компаний.

Хотя полис страхования от компьютерных преступлений не является обязательным ни в США, ни в странах ЕС, трудно найти банк, который бы был не застрахован от таких рисков. Для зарубежного банкирского сообщества такое страхование − как для приличных людей привычка мыть руки перед едой. Не помоешь − за стол, конечно, пустят, но смотреть будут косо. Страхование рисков в сфере информационной защиты банков за рубежом − хорошо отработанный, повсеместно применяемый механизм, а также солидный и устойчиво развивающийся сектор рынка страховых услуг.

НЕОТРАЗИМЫЕ ЦЫПЛЯТА

Поскольку банковская система России создавалась с учётом мировой практики и действующих стандартов, то и у нас были попытки перенять лучший опыт. Были зафиксированы два всплеска деятельного интереса к тематике страхования информационных рисков кредитно-финансовых учреждений: в конце 1990-х и в середине 2000-х годов. Если не считать цепочки афер с фальшивым авизо, первыми громкими преступлениями в сфере информационной защиты банков стали хищение в 1991 году $ 125 500 у Внешэкономбанка и, в 1996 году, $320 000 в «Автобанке».

В 1997 году была выдана первая лицензия Министерства финансов РФ на комплексное страхование финансовых институтов от преступлений и ответственности. Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ) разработал предложения по развитию законодательной базы, подготовке методической документации, сбору статистических данных, расчету базовых тарифов и определению условий страхования.

В середине 2000-х ряд на рынке уже присутствовали предложения ряда страховщиков для банков, в том числе в области информационной безопасности. Но не чувствовалось серьёзной заинтересованности самих страховых компаний в развитии и продвижении этого специфического продукта. Более того, хотя, как известно, начало особенно трудно, не прилагалось особых усилий для его адаптации  к нашим реалиям.

Автору довелось лично посетить офис одной из крупных и серьёзных страховых компаний, чтобы ознакомиться с условиями страхования информационных рисков кредитно-финансовых учреждений. Увы! Хотя такой продукт был заявлен, сотрудники профильного отдела не нашли времени для продуктивного общения. Они сослались на «горячую пору» и «нехватку времени» − большую занятость текущими договорами.

Оказывается, страхование рисков информационной защиты банков для них было лишь одним из направлений работы, причём далеко не главным. В то время, по-видимому, из-за жаркого лета, случилось массовое вылупливание цыплят. Страховщики оказались по уши погруженными в работу по договорам с птицефабриками, а на банки просто не осталось времени.

СТЕСНЯЯСЬ НАГОТЫ

Справедливости ради стоит отметить: полным страхованием либо теми или иными его видами пользуются крупные банков вроде «Альфа-банка», «Внешторгбанка» и «Газпромбанка». Однако и по объёмам, и по значимости куда как более заметна программа страхования лиц, которой охвачены все банки, принимающие вклады физических лиц. Только это, во-первых, программа государственная, а не собственно банковская; во вторых − чрезвычайная антикризисная мера; в-третьих, − защищает не столько банки, сколько интересы вкладчиков.

Почему же страхование информационных рисков банков не демонстрирует внятных и заметных успехов? Существуют некоторые препятствия. Возьмём хотя бы требование максимальной прозрачности, без которой ни для каких рисков нельзя сформулировать эффективные, приемлемые и привлекательные условия страхования. Для сравнения, при страховании автомобиля тариф устанавливается в зависимости от его стоимости, наличия и типа сигнализации, места хранения − в гараже, на охраняемой стоянке или на улице, а также возраста, шофёрского стажа водителя, дополнительно − с учётом статистики угонов.

Разработать подобные методики взаимно понятных и бесспорных критериев оценки информационных рисков банков непросто. Автомобилей − миллионы, разновидностей и марок не так много. Банков, напротив − всего-навсего сотни, и каждый из них очень индивидуален. Большинство банков весьма ревниво относятся к возможности полного аудита их систем информационной безопасности. Кое-кто, возможно, побаивается показаться в роли «голого короля»?

Далее, основа для оценки рисков − полная и подробная статистика случаев, которые могут квалифицироваться как страховые. Случаи IT-ограблений банков, похоже, один из самых скрытых видов преступлений. Где можно найти официальную статистику, и в какой степени ей можно доверять? Опасаясь ущерба имиджу и массового оттока клиентов, банки предельно неохотно «выносят сор из избы», предпочитая напрямую возместить ущерб потерпевшему, даже в небесспорных случаях.

ПРОСТОТА ИЗНАЧАЛЬНА

Барьер между банками и страховыми компаниями должен быть разрушен с обеих сторон. Информационная безопасность, многократно более важная для банков в сравнении с реальным сектором экономики, может оказаться прорывным направлением. Начать, по моему убеждению, было бы можно не с глобальных законодательных инициатив. Равно не стоит дать чудесного решения этого вопроса, как и всех прочих, сразу после образования отраслевых СРО − саморегулируемых организаций.

Просто в сфере информационной безопасности банков нужно попробовать сформировать простой, понятный и эффективный страховой продукт. Не замахиваться на страхование всего и сразу, но сосредоточиться на наиболее востребованных видах банковских услуг. Скажем, на использовании кредитных и дебетовых пластиковых карточек или некоторых видах дистанционного банковского обслуживания. Для начала ограничиться немногими рисками, зато характерными для самых частых и болезненных типов инцидентов.

Крайне необходим убедительный пример недорогого, доступного, эффективного страхового продукта в сфере информационной безопасности банков. Наподобие медицинской страховки выезжающих за рубеж, которой раньше пользовались единицы, теперь − все. Параметры этого предложения таковы: страхуемый риск − типичный и частый, ущерб − прямой и легко подсчитываемый, признаки страхового случая − простые и однозначные.

Интересно, что в постсоветском пространстве уже есть примеры попыток сформировать страховое предложение с указанными параметрами. Увы, пока не в России, а на Украине. Пару месяцев назад OTP Bank, украинская «дочка» одноимённого венгерского банка, совместно с французской страховой компанией Cardif предложили новый для держателей платежных карт VISA и MasterCard новый сервис. Программа «Дополнительная защита» предусматривает для клиентов страхование ряда типичных информационных рисков, связанных с использованием эмитированных банком карт.

На аналогичном российском примере, ставшем массовой практикой, страховщики смогут убедиться: страхование банков от высокотехнологичных преступлений в нашей стране становится не менее выгодным видом бизнеса, чем за рубежом. Банки, в свою очередь, увидят: наличие «IT-страховки» − яркий плюс их имиджу. Страховой полис по информационным рискам может стать не менее эффективным средством привлечения клиентов, чем сейчас − значок участия в государственной системе страхования вкладов.

Публикацию подготовила Александра ЛОСЕВА
Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.04.2024
У нас есть GitHub дома. Вместо нацрепозитория готовое решение от вендора?
18.04.2024
Минэк создаст профильную комиссию по ИИ-расследованиям
18.04.2024
Видеоидентификация клиентов банков уже в этом году?
18.04.2024
Дано: смартфон. Форма: «Аквариус». Суть: «Лаборатория Касперского»
18.04.2024
Члены АБД утвердили отраслевой стандарт защиты данных
17.04.2024
ФСТЭК будет аттестовать не готовое ПО, а процесс его разработки
17.04.2024
Китайцы используют карты «Мир» для бизнес-платежей
17.04.2024
Хакеры вернулись к вербовке «народных» роутеров
17.04.2024
В 2023 году российские вендоры продали решений и услуг на 3,1 трлн рублей
17.04.2024
Антифрод-ИИ-платформа «Сбера» сводит на нет практически все попытки скамеров

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных