В прошлом году отмечен рост случаев использования мошеннических схем с поддельными телефонными номерами – когда мошенник представляется сотрудником банка, выманивает у клиента персональные данные или добивается содействия в переводе средств. Банк России предпринял попытку решить эту проблему, но не преуспел из-за позиции операторов и Минкомсвязи.
ФинЦЕРТ сообщил, что только в последнем квартале 2018 года злоумышленники вывели с карт пользователей около 396,5 млн рублей, проведя 126 миллионов успешных атак. Около 97% случаев связано с методами социальной инженерии – потенциальная жертва получала сообщение о несанкционированной попытке списания средств и, испугавшись последствий, действовала по указанию мошенников. Звонок от преступников при этом выполнялся с подмененного номера банка, а в разговоре с пострадавшими упоминалась реальные клиентские данные, информация о счёте и транзакциях.
Также подмена номера осуществлялась средствами IP-телефонии, что вынудило ЦБ искать методы противодействия мошенникам и обязать банки предоставлять информацию об уязвимых способах коммуникации с пользователями. Речь идёт о номерах для приёма входящих звонков, а также для связи с клиентами. В последнем случае Центробанк потребовал не только номера для исходящих звонков, но и коды сигнальных точек SPC (код точки отправления – Origination Point Code или OPC и код точки назначения – Destination Point Code или DPC, используемый для идентификации получателя и отправителя). Эту информацию банки должны запрашивать у операторов, часть из которых пока не отреагировала на обращения финансовых организаций.
В Минкомсвязи также не поддержали инициативу ЦБ, сообщив, что у операторов нет узаконенной обязанности предоставлять коды SPC по запросу банка. Кроме того, в министерстве считают, что основной способ решения проблемы – разъяснительная работа с клиентами финансовых организаций, которые должны стать менее доверчивыми.