BIS Journal №2(21)/2016

28 июня, 2016

Электронный документооборот. Зачем нужно правовое регулирование?

Согласно традиционным правовым представлениям еще со времен римского права назначение документа — служить в качестве письменного закрепления и свидетельства юридических отношений, действий, событий и как следствие, в качестве доказательства в суде.
 
Переход к информационному обществу отразился на понимании документа законодателем, прежде всего документа электронного. Ему в наибольшей степени отвечает юридически нейтральное понятие «электронное сообщение» — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети. Электронным документом также считается информация — зафиксированная на материальном носителе и обладающая реквизитами, позволяющими определить такую информацию и ее материальный носитель (документированная).
 
Вместе с тем просто технологической фиксации информации, даже обладающей реквизитами, на материальном носителе для того, чтобы считать такую информацию документом, недостаточно. Следует обязательно учитывать юридическое назначение документирования — надлежащее закрепление правового отношения. Документ существует в рамках правоотношения. Если нет правоотношения, то не существует и юридического документа, даже если имеется некая зафиксированная информация, снабженная всеми реквизитами и электронной подписью в том числе.
 
Таким образом, в общем юридическом контексте электронный документооборот — это не цель, а средство «оформления» правового отношения. Цель — беспрепятственное осуществление самого правового отношения электронным способом.
 
Среди фундаментальных препятствий — «правовая неопределенность», когда участник электронного взаимодействия не знает, как он может или должен действовать в электронной среде, какие будут правовые последствия его действий или бездействия, что он может требовать или как относиться к чужим требованиям, в том числе — как правильно юридически оформить электронные сообщения и представлять или рассматривать их в качестве доказательств.
 
Регулирование необходимо настолько — насколько оно предоставляет участнику ясную картину правовых последствий электронного взаимодействия. Существующие на сегодняшний день законодательные положения такой ясности не гарантируют.
 
Например, универсальная норма федерального закона «Об электронной подписи», устанавливающая, что электронный документ с квалифицированной электронной подписью равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, по сути не является нормой прямого действия.
 
Она не дает ответа на вопросы, без разъяснения которых невозможно построить юридически грамотное электронное взаимодействие:
 
♦♦ может ли электронный способ с применением таких электронных документов использоваться по умолчанию или необходимо предварительно выраженное согласие участников правоотношение на электронное взаимодействие (в том числе контрагента по договору);
 
♦♦ может ли участник использовать (или не использовать) электронный документооборот по своему усмотрению;
 
♦♦ может ли участник отказаться от такого взаимодействия и в каком порядке;
 
♦♦ если одно правоотношение оформляется бумажным и электронным документом и между ними есть расхождения, у какого документа приоритет.
 
Например, договорные обязательства по оказанию услуг, оформленные на бумажном носителе и подписанные собственноручными подписями сторон, содержат положение о том, что клиент может отказаться от услуги и ему будут возвращены денежные средства, если он заявит об этом в письменном виде. Возможно ли без предварительного согласования с контрагентом направить ему заявление в электронном виде, подписанное квалифицированной электронной подписью клиента, и быть уверенным в том, что соответствующее положение договора выполнено надлежащим образом?
 
Несомненно, посредством законодательного регулирования должно быть четко определено, при каких условиях использование электронного документооборота является правом, а при каких — обязанностью участника правового отношения.
 
В целом отсутствие регулирования, ведет не к свободе и разнообразию способов электронного документооборота, а к произвольному доминированию сильного участника или господствующего подхода. То же относится и к используемой технологии. Так, например, для внедрения в практику известного принципа технологической нейтральности законодательства потребовалось его закрепление в нормах международного права.
 
Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.03.2024
Сколько денег тратят на маркетинг лидеры российского рынка инфобеза
18.03.2024
Microsoft закроет доступ к облачным сервисам для российских компаний
18.03.2024
От операторов связи потребовали ограничить продажу «симок»
18.03.2024
Жертва социнженеров пыталась поджечь отделение «Сбера»
18.03.2024
Системы МВФ были взломаны впервые за 13 лет
15.03.2024
ИИ поможет бизнесу выявлять брак и маркировать продукцию
15.03.2024
Минцифры поручено и дальше цифровизировать всё вокруг
15.03.2024
Стоит с настороженностью относиться к сообщениям о перевыпуске SIM-карты
15.03.2024
IDC: Больше всех на «облака» в этом году потратит Польша
14.03.2024
Вендоры хотят ограничить госкомпании в закупках зарубежного харда

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных