А вам нравится «BIS Journal»?

Присоединяйтесь к обществу профессионалов по информационной безопасности.

«BIS Journal» рекомендует!
Нажмите МНЕ НРАВИТСЯ!

10 ноября, 2014«BIS Journal» № 4(15)/2014

Коротышев Павел

обозреватель (BIS Journal)


Путь в повелители чисел

Школьные олимпиады по математике и информатике являются важным инструментом профессиональной ориентации и формирования кадрового резерва отрасли

На фотографии: Владивосток, призёры Межрегиональной олимпиады школьников по математике и криптографии.
 

Период обучения в средней школе – начальный и очень важный этап подготовки будущих специалистов. Признанным средством отбора и испытания лучших учащихся являются олимпиады школьников. Поначалу они проводились только по общеобразовательным предметам. Начало олимпиадного движения в России пришлось на начало 1930-х годов.

 

В последние же 2-3 десятилетия тематика олимпиад значительно расширилась. Появились олимпиады по профилю отдельных направлений науки и техники: лингвистики, электроники, геологии, криптографии, компьютерной безопасности и т.п. Таких олимпиад проводится немало – международных и всероссийских, межрегиональных и городских.

Олимпиады и другие интеллектуальные соревнования школьников составляют основу Общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи, формирование которой на государственном уровне ведётся на протяжении ряда лет. Её концепция утверждена Президентом Российской Федерации в 2012 году (http://www.kremlin.ru/acts/14907), а сопровождение возложено на возглавляемый заместителем председателя Правительства России Ольгой Голодец Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России.

Мы рассмотрим три примера организации этой работы по профилю информационной безопасности, – в Дальневосточном федеральном округе, в Ярославле и в Москве.

НА ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ

Дальневосточный региональный учебно-научный центр  по проблемам информационной безопасности (ДВРУНЦ) создан по решению министра образования России в 2002 году. К функциям центра отнесено проведение региональных конференций, семинаров и совещаний, олимпиад и конкурсов по тематике информационной безопасности.

Олимпиады школьников по криптографии и математике во Владивостоке ДВРУНЦ начал проводить с 2003 года. Старт был успешным: информация об условиях участия была доведена до всех школ города, на призыв откликнулись учащиеся около половины из них. Среди 80 участников определялись по 3 победителя в категориях восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. С тех пор олимпиады проводятся ежегодно.

В организации олимпиад школьников по математике и криптографии заинтересованное участие принимают дальневосточные специалисты, которые курируют проведение кадровой политики – подготовку молодых специалистов по информационной безопасности. Преобладает подход, рассматривающий эту деятельность не с узкотехнических позиций, а как направление обеспечения национальной безопасности, учитывая состояние информационной войны, де-факто развязанной против России.

С 2009 года ДВРУНЦ выступает организатором в Приморье Межрегиональной олимпиады школьников по математике и криптографии (www.cryptolymp.ru).

На протяжении многих лет лидером по подготовке математиков является владивостокская школа № 23 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля. В ней сложились добрые традиции формирования преподавательского состава, система отбора в физико-математический класс лучших выпускников 7-х классов города. Нужно отметить и  глубоко проработанные учебные планы, ориентирующие школьников  на достижение высоких результатов, в том числе на олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях.

В последнее время значительных успехов в деле подготовки школьников-математиков достигли Технический лицей, а также Гимназия №1 – одно из старейших учебных заведений Владивостока. В этих учреждениях проводятся углублённые факультативные занятия по математике. Опросы школьников показывают, что их интерес к математическому образованию чаще всего является результатом развития личных способностей, поддержанного родителями и увлеченными педагогами. Особо следует отметить успехи в подготовке участников олимпиад по математике и криптографии, достигаемые кандидатом физико-математических наук Н.В. Трикашной.

В первом, отборочном туре XXIII Межрегиональной олимпиады школьников по математике и криптографии, который проходил через интернет, приняли участие более 3500 школьников 8-11 классов. Для 11-классников результаты олимпиады были особенно важны, поскольку они учитываются при поступлении в вузы. Второй, очный тур Олимпиады прошел в 32 городах России, в нём приняли участие около 1200 школьников.

Дипломы первой степени в честной конкурентной борьбе завоевали четыре школьника – по одному в каждой возрастной категории. Все они – представители различных субъектов России, что является красноречивым свидетельством неисчерпаемого интеллектуального потенциала российских регионов. Вторые места достались в общей сложности  41 участнику, ещё 115 ребят были удостоены дипломов третьей степени.

С учётом важности ведения образовательно-просветительской работы для формирования культуры информационной безопасности у пользователей ресурсов общедоступных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, Общественным советом при ФСБ России принято решение о дополнительном поощрении школьников, награждённых дипломами 1 и 2 степени.

В число призёров олимпиады вошли четыре школьника из Владивостока. Им были вручены дипломы и памятные знаки «Межрегиональная олимпиада по математике и криптографии». Двум участникам, занявшим 2 место среди 10 классов, также были вручены планшетные компьютеры от Общественного совета при ФСБ России.

Участники и призёры олимпиад успешно поступают в ведущие вузы региона – Дальневосточный федеральный университет и Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского. На специальность «информационная безопасность» ежегодно зачисляется около десяти абитуриентов – прошедших «горнило» олимпиад школьников, ещё до 5 – на специальность «компьютерная безопасность».  Студенты, обучающиеся по данному направлению, увлечённо ведут научную работу. Их достижения публикуются в специализированных периодических изданиях и сборниках.

За прошлый год одним из лучших молодых специалистов можно назвать Алексея Боршевникова – лауреата премии «Инфофорум – Новое поколение» в номинации «Студент года в области информационной безопасности».  Премия в этой номинации вручается за отличные показатели в учёбе и участие в исследовательской и научной работе в области информационной безопасности. Церемония награждения прошла на XVI Национальном форуме информационной безопасности «Инфофорум – 2014» в начале 2014 года.

Обучаясь в Дальневосточном федеральном университете по специальности «компьютерная безопасность», Алексей получал стипендию Президента России и программы «Лифт в будущее»,  удостаивался поощрения «За особые заслуги перед ДВФУ». На 6-м курсе он провёл большую  научную работу в области биометрической криптографии, результаты этих исследований были отражены в 11 публикациях. За одну из них Алексей стал призёром открытого конкурса научных работ в области информационной безопасности, проводимого Учебно-методическим объединением по образованию в ИБ.

Спрос на таких специалистов в регионе высок, прежде всего, со стороны банковских организаций и операторов телекоммуникаций. Не остаются в стороне и силовики.

ЯРОСЛАВСКИЕ ОЛИМПИЙЦЫ

В Ярославле центральной базой подготовки молодых талантов является школа № 33 им. Карла Маркса. Ученики школы ежегодно демонстрируют отличные результаты на олимпиадах по математике различного уровня. «Особость» школе придаёт её богатая и интересная история, которая ведёт отсчёт с 15 мая 1805 года, когда в доме Демидовского высших наук училища была открыта гимназия им. Александра I Благословенного.

Новейшая, «математическая» история школы начинается в 1960-х годах: её ученики становятся неизменными участниками и победителями районных, городских, областных и всероссийских физико-математических олимпиад. В 1971 году в школе были созданы 9 – 10 классы с углублённым изучением математики и вычислительной техники. Благодаря этому резко увеличилось количество выпускников, поступивших в физико-технические вузы.

Фундаментом качественного математического образования в школе стало формирование прекрасного педагогического коллектива, методически грамотного и ориентированного на новации в работе. В школе создана атмосфера творческой работы, культа интеллекта, целеустремлённости и образованности. Директор школы П.И. Дыга считал подготовку и проведение предметных олимпиад одной из самых важных задач, вне зависимости от их уровня: ученики в равно высокой степени были подготовлены и к районным, и к международным состязаниям.

Среди преподавателей тех лет особо вспоминают неординарного Игоря Васильевича Чуя, который приучал мыслить целенаправленно, системно и планомерно. Дополнительно проводились КВН по физике и математике, приучая мыслить нестандартно, весело и увлекательно.  Выпускник 1979 года Сергей Бондарев написал гимн школы, в котором подчёркивался её «математический уклон»: «Здесь не стареют творчество и ум, и дух науки, дерзкий и пытливый, не старится…». 

С 1995 года углублённое изучение математики началось с 8 класса. В 1998 году школа становится лауреатом конкурса «Школа года», – а в 2003 году выпускники помогают открыть два новых компьютерных класса. Занятия с самыми способными учениками начал вести профессор Ярославского государственного университета Владимир Дольников, «тренер» сборной России на Международной олимпиаде по математике. В настоящее время подготовку учеников к участию в олимпиадах, в том числе межрегиональных по математике и криптографии, курирует опытный преподаватель информатики О.В. Ярцева.

Проверка работ этой олимпиады проводится централизовано, по единым критериям для всех регионов. Среди участников из Ярославской области жюри отметило работы 7 школьников.  Все они ученики школы № 33 Ярославля. Среди них – Александр Токмачев, ставший абсолютным победителем по стране среди 8 классов. На торжественном закрытии олимпиады, прошедшем в Ярославле в апреле, от имени Общественного совета при ФСБ России ему был вручен ноутбук.

КОРПОРАТИВНОЕ СОСТЯЗАНИЕ

Наряду с государственными вузами и общественными организациями, проводящими интеллектуальные соревнования в области информационной безопасности для школьников почти четверть века, осознавать важность профильных олимпиад стали и  в корпоративном секторе.

В сентябре 2014 года  «Лаборатория Касперского» провела первую открытую школьную олимпиаду учащихся 10-х и 11-х классов по обеспечению компьютерной безопасности пользователей и промышленных объектов. В организации состязания приняли участие московский Центр педагогического мастерства, факультет кибернетики и информационной безопасности МИФИ и физико-математический лицей №1511 при МИФИ.

В состязании, проходившем в сентябре на базе лицея, приняли участие около 350 старшеклассников из 86 столичных школ. За отведённые 2 часа предлагалось решить 8 задач разнообразной тематики. В том числе по основам шифрования, языкам программирования Pascal/Delphi/C, кодиро- ванию растровых изображений, комбинаторике и основам теории вероятностей.

Составители заданий активно использовали опыт проведения других интеллектуальных соревнований в области информационной безопасности. В частности, отдельные задачи были подобраны из архивов Межрегиональной олимпиады школьников по математике и криптографии 1, интернет-олимпиады «Верченко – 100» 2.

Такой подход позволил не только с первой попытки провести мероприятие на должном методическом уровне, но и создал определённые преимущества для школьников, системно готовящимся к участию в олимпиадах по профилю ИБ самостоятельно или на дистанционных подготовительных курсах на сайте cryptolymp.ru

Жюри возглавлял Евгений Касперский. Судьи признавались, что особенно их порадовали разносторонне одарённые школьники, которые украшали свои труды остроумными ремарками, комментариями к заданиям и даже рисунками на полях. Победителями были признаны 30 участников, представлявших 18 школ Москвы и ближнего Подмосковья. Награждение победителей олимпиады призами прошло в офисе «Лаборатории Касперского». Все задания олимпиады были детально разобраны, а потом школьники проверили свои знания и навыки в ходе деловой игры – построении системы защиты промышленной инфраструктуры.

«Мы хотели привлечь внимание старшеклассников, которым совсем скоро предстоит выбирать профессию и специализацию, к такой динамичной и по-настоящему интересной отрасли, как информационная безопасность, – пояснил Вениамин Гинодман, руководитель Департамента образовательных инициатив «Лаборатории Касперского».

* * *

В рамках XV Всероссийского Симпозиума по прикладной и промышленной математике (www.tvp.ru) в октябре 2014 года прошёл ежегодный круглый стол «Интеллектуальные соревнования для студентов и школьников в области информационной безопасности».

В работе «круглого стола» приняли участие представители УМО ИБ (www.isedu.ru), школ, вузов и организаторов олимпиад. В ходе мероприятия были обсуждены вопросы взаимодействия средней и высшей школы при подготовке учащихся к олимпиадам, работы с одарёнными детьми, качества и целей проведения олимпиад по математике и информатике.

По итогам активной дискуссии её участники пришли к общему выводу о системном влиянии  интеллектуальных соревнований школьников и студентов на формирование регионального кадрового потенциала в сфере информационной безопасности. В следующих выпусках нашего журнала мы продолжим эту тему.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------

1 Зубов А.Ю., Зязин А.В., Никонов Н.В., Рамоданов С.М., Фролов А.А. Олимпиады школьников по математике и криптографии. М.: МЦНМО, 2013.

2 Зязин А.В., Комягин А.Ю., Рамоданов С.М. Интернет-олимпиада «Верченко-100»: задачи и решения //Информатика. № 4/2008, М.: Издательский дом «Первое сентября».


Поделитесь с друзьями:

Мы в социальных сетях

События

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31